Эссе Поповой А.Н.

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребёнка за руку в детские годы,

 что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

 от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

В. А. Сухомлинский

 

Мой опыт работы воспитателем очень мал — всего два года, а потому впереди у меня еще много вопросов, много новых открытий. Но оглядываясь назад, задаю себе вопрос: «А правильный ли я сделала выбор?».

Моим наставником по жизни была моя любимая бабушка, Евдокия Андреевна. Она была не просто мудрая, добрая и талантливая женщина, – она была самым дорогим и родным для меня человеком. Бабушка работала няней в детском саду. Она рассказывала мне интересные истории из жизни и давала мудрые советы. Иногда бабушка брала меня с собой на работу, где я ей помогала работать и тем временем наблюдала за работой воспитателя, Тамарой Ивановной. Я помню добрый образ Тамары Ивановны и мне всегда хотелось быть на неё похожей, ведь благодаря ей пребывание в саду превращалось в сказочное путешествие. То дети с ней ехали на пароходе (сделанном из стульев) в жаркие страны, то представляли себя космонавтами и рисовали звезды, которые видели вокруг. Благодаря ей я поняла, что жизнь в саду — это не просто пребывание ребенка, пока родители на работе, а целый мир, сказочный, волшебный, интересный. Вот тогда-то я и решила, что когда вырасту — буду работать в детском садике, у меня было заветное желание – работать с детьми. Я постоянно сажала кукол за стол, раскладывала перед ними тетради и книги и на доске мелом писала различные примеры, задания. Играя с соседскими девчонками и мальчишками я придумывала свои разные игры, сочинял сказки и все вместе мы показывали концерты для родителей.

   Профессия воспитателя нашла меня не сразу. После окончания школы судьба распорядилась иначе. Я окончила колледж, и стала работать в магазине. Но всё это время меня тянуло к маленьким детям. Ведь они такие необыкновенные и милые крошки, смотрят тебе в глаза так искренно и ждут от тебя защиты, понимания, сочувствия, помощи. Мне хотелось быть полезной каждому ребёнку, научиться понимать его и стать для него близким человеком, наконец, просто другом. Спустя несколько лет, я поняла, что должна осуществить свою детскую мечту. Поступила в институт и устроилась работать в детский сад.

Так судьба привела меня в детский сад. Все казалось необычным, новым, очень интересным. Никогда бы не подумала, что работа может лечить — о своих невзгодах забываешь сразу, как только заходишь в группу.

Прекрасно помню свою первую смену в саду. Я пришла домой очень довольная, уставшая, какая-то обновленная. Первое, что я сделала, это… взвесилась: минус один килограмм. Посмеялась, сравнивая себя одновременно с балериной и шахтером — они тоже много сил на работе тратят.

Просыпаясь утром, я понимаю, что мне хочется идти на работу к детям. Мне нравиться с ними заниматься, играть, радоваться их успехам, открывать новое. У меня прекрасная миссия – дарить свою Любовь детям! Что может быть трепетнее, чем ощущения обнявших тебя детских ручонок, доверчиво склоненной головки на твое плечо.

Подхожу к детскому саду, и ловлю себя на мысли, что иду к ним, к своим детям, чтобы слышать их вопросы, которые они задают наперебой, хвалятся, рассказывают что – то, признаются в любви, каждый старается тебя коснуться, привлечь внимание. Ни в одной профессии не увидишь такого восторга просто от того, что ты пришла на работу.

Какая же это ответственность – быть проводником в окружающем мире для маленького человечка! Насколько компетентен, должен быть воспитатель?  Ведь приходиться делать все: шить и рисовать, вязать и лепить, обладать актерскими качествами, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, знать правила хорошего тона. Ведь к каждому ребенку нужно найти индивидуальный подход. Каждый из детей уникален.

Для меня высшее проявление педагогического успеха – улыбка на лицах детей. Она очень многого стоит, и  многое дает: она обогащает тех, кто ее получает и помогает установить доверительный контакт.

По моему мнению, воспитатель должен быть порядочным, доброжелательным, терпеливым, добрым. Я стараюсь создать вокруг ребенка атмосферу любви и взаимопонимания, потому что это способствует раскрытию таланта ребенка. И поэтому я считаю, что профессия педагога – самая важная профессия на земле. Хочется верить, что вкладывая частицу своей души в каждого ребенка, я делаю мир добрее.

Ребенок — это самая главная ценность в моей деятельности и я как педагог несу ответственность за то, чтобы этот ребенок состоялся как личность. А чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, двигаться вперед со временем, искать и находить новое, развивать свои творческие способности.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Познавательно — исследовательская деятельность, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Технология моего опыта заключается в особенной организации совместной деятельности взрослого с детьми. Мой стиль общения с детьми — это партнерские отношения. Партнёр — всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать не боясь, что получится плохо. Партнерские отношения вызывают стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. Опираясь на любознательность детей, я решила проводить занятия в форме познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, развёртывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где ребята получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, становление у детей научно — познавательного, практически — деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что ребенка окружает. В исследовательской деятельности проявляются творческие способности ребенка. Творческие способности успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Природа творчества едина как для взрослого, так и для ребенка, поэтому познавательно — исследовательская деятельность детей организовывается практически по той же схеме, что и деятельность маститого ученого. Мои воспитанники с огромным удовольствием участвуют в постановке экспериментов, проводят элементарные исследования.

Моя работа невозможна без создания единого образовательного пространства детский сад — семья, обязательного вовлечение родителей в образовательный процесс. Для этого я провожу родительские собрания, консультации, беседы. Пытаюсь объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что  не надо делать за ребёнка его работу. Убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Наши совместные с родителями действия направлены на воспитание свободной и творчески раскрепощенной личности. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Мои родители всегда рядом со мной под девизом: «Вместе мы сила!».

«Доброе сердце ребенка – счастье родителей,

А доброе сердце воспитателя – счастье детей »

(народная мудрость)